Создание доступной среды для всех.
В настоящее время проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики нашего государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни.
Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда. Общие понятия.
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом:
Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами. Это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного, дошкольного, дополнительного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Детский дом – образовательное пространство, открытое для всех!
В ГКУ "Детский дом "Росинка"» созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Разработан и утвержден и реализуется «Паспорт доступности».
Специально оборудованные учебные кабинеты.
Все помещения учреждения оборудованы для организации образовательного процесса и соответствуют требованиям СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС дошкольного и дополнительного образования детей.
Для совместной деятельности с детьми имеются специальные помещения: актовый зал, комната досуговой деятельности, комнаты для занятий.
Все учебные кабинеты используются для организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении имеются комнаты для занятий, зал для проведения практических занятий, материально-техническое оснащение и оборудование которых соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Помещения укомплектованы регулируемой мебелью, шкафами для хранения наглядных пособий. оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ дошкольного и дополнительного образования (интерактивное оборудование (проекторы, интерактивная доска), МФУ, ноутбуки, компьютеры, программное обеспечение для работы педагога-психолога, развивающие игры).
Организован свободный доступ к местам занятий.
Все учебные кабинеты могут быть использованы для проведения практических занятий с детьми - инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В ГКУ "Детский дом "Росинка» имеется библиотека. Информационно-библиотечное обеспечение способствует правильному формированию информационной культуры и компетентности всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все обучающиеся, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свободный доступ в библиотеку, в полном объеме обеспечены необходимыми бесплатными учебниками и учебными пособиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении имеется спортивный зал, совмещенный с актовым залом, и открытая спортивная площадка, оснащенная теневым навесом, песочницей, скамейками.
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Оборудование в спортивном зале не приспособлено для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой степенью нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха из-за не востребованности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении имеются специальные технические средства обучения и воспитания коллективного и индивидуального пользования:
- интернет и компьютерное оборудование;
- мультимедийные средства (проекторы, телевизоры, ламинатор, брошюратор, профессиональная музыкальная система, домашний кинотеатр, интерактивные ТВ-приставки);
- прибор свето-звуковой стимуляции «Linqostim»;
- профессиональный психологический инструментарий «Иматон»;
- интерактивная панель;
- флипчарт;
- кресла для релаксации;
- мягкие модули;
- матрас Пазлы;
- подушки напольные;
- кинетический песок с песочницей и формочками;
- материалы и оборудование для арт-терапии (краски, кисти, бумага, карандаши, маркеры, фломастеры, пластилин) и др.
Данные средства используются в ходе образовательной деятельности для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися, в том числе и детьми-инвалидами, и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья тяжелой степенью нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, отсутствуют.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.
Для обеспечении доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание ГКУ "Детский дом "Росинка» имеется кнопка вызова персонала, расположенная при входе в здание.
Вход в здание оборудован пандусом.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения доступа в здание и перемещение внутри образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечены.
Столовая осуществляет производственную деятельность в полном объеме ежедневно.
Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей горячей и холодной воды.
Воспитатели сопровождают обучающихся в столовую.
В учреждении организовано цикличное сбалансированное питание для воспитанников от 7 до 11 лет и от 12 до 18 лет в соответствии с Примерным 14-дневным меню. Предусмотрено пятиразовое питание.
При разработке примерного меню соблюдены возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивающие растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами в соответствии круглосуточным режимом работы. Реализация примерного меню обеспечивает строгое выполнение режима питания воспитанников.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
При необходимости, для обучающихся (по медицинским показаниям) могут быть сформированы рационы диетического питания.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечены.
Здание учреждения оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Со всеми детьми и персоналом, в том числе с детьми - инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводятся инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: психолого-педагогическом и медицинском.
Для оказания медицинской помощи воспитанникам в учреждении имеется медицинский блок.
Деятельность медицинского подразделения предполагает организацию первичной профилактики соматической патологии, общее оздоровление воспитанников, раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременной коррекции, привитие гигиенических навыков. Осуществление наблюдения за состоянием здоровья воспитанников проводится через диспансеризацию воспитанников и предполагает:
- возрастную диспансеризацию;
- углубленные осмотры детей врачами-специалистами;
- консультационные приемы врачами-специалистами по вновь выявленной патологии;
-дополнительную диагностику на базе стационара или поликлиники с использованием инструментальных, функциональных и лабораторных методов исследования.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора и процедурного кабинета.
Согласно санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» разрабатывается режим дня воспитанников, с обязательным учетом возраста детей.
В учреждении функционирует психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе и воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ГКУ "Детский дом "Росинка» взаимодействует с ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности".
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В ГКУ "Детский дом "Росинка» осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех обучающихся, в том числе для детей инвалидностью и ОВЗ, в учебных комнатах.
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для всех обучающихся, в том числе для детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию детей в условиях информационного общества.
Информационная база учреждения оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет (Интернет-провайдером по предоставлению услуг доступа к сети Интернет на договорных условиях являются ПАО «Ростелеком» - 100 Мбит/сек).
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети Интернет закрыт.
Разработан и действует сайт ГКУ "Детский дом "Росинка" http://ddomchebula.ucoz.com/
Официальный сайт детского дома имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении предоставляется беспрепятственный доступ к электронным образовательным ресурсам педагогическим работникам и обучающимся, в том числе детям – инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В учреждении для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать детей с помощью специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, согласно их психофизических особенностей, в том числе и детей с ОВЗ.
Для этого имеются: прибор свето-звуковой стимуляции «Linqostim»; профессиональный психологический инструментарий «Иматон»; интерактивная панель; флипчарт; кресла для релаксации; мягкие модули; матрас Пазлы, кинетический песок с песочницей и формочками; материалы и оборудование для арт-терапии (краски, кисти, бумага, карандаши, маркеры, фломастеры, пластилин).
В 2024 г. планируется создание сенсорной комнаты для воспитанников, уже закуплено специальное оборудование.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
Общежития, интерната в учреждении нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общежития, интерната в учреждении нет.